Меню сайта

Статистика

Главная » Участвуем в сотворении Нового МираОсознание пути к воспитанию самостоятельности у детей  »  
23:53

Осознание пути к воспитанию самостоятельности у детей

Недавно я прочла статью «Самодеятельность и самоотдача приближают светлое будущее человечества». В статье было написано, что означает слово самостоятельность: «Самостоятельность подразумевает, что человек сам ставит для себя определенные цели и сам их достигает». Также было указано, как важно правильно понимать самодеятельность. «Родители радуются, что ребёнок сам ходит, сам ест, сам действует по примеру взрослых. И в тоже время они препятствуют развитию самостоятельности и самодеятельности детей своими запретами к действию».

У меня возникло желание лучше осознавать путь развития самостоятельности у детей.

Сначала вспомнила примеры самостоятельности детей из жизни и художественной литературы.

Второклассник Алексей смастерил скамеечку на даче, папа дал ему дощечки, показал, как забивать гвозди, а все остальное Леша сделал сам.

Мальчик самостоятельно нашел поломку в скутере и устранил ее. Проблема была в свече зажигания, он поменял свечу, скутер завелся, и школьник благополучно доехал домой.

В рассказе Николая Носова «Веселая семейка» школьники Миша и Коля сделали инкубатор и вывели в нем цыплят. Затем отвезли их в деревню к тете Наташе, что бы птенцам было где жить.

Такие поступки позволяют ребенку почувствовать внутреннюю свободу и ответственность за себя, придают уверенность, осознание своей значимости и индивидуальности.

Для того чтобы лучше понимать путь к воспитанию самостоятельности, я обратилась к своим знакомым: врачу, воспитателю детского сада, семидесятилетней бабушке и маме троих дочерей, с просьбой поделиться своим опытом понимания этого пути.

Моя подруга, врач по профессии, отметила и порадовалась, что ее девятилетний внук Ярослав сам стирает свое белье: майку, трусы, носки. Чтобы сделать бабушке сюрприз, он купил готовые коржи для торта, смазал их кремом, посыпал сверху кокосовой стружкой. Ярослав делал все самостоятельно, никто ему не помогал. Торт получился замечательным. Вся семья радовалась и благодарила Ярослава за внимание к бабушке, за вкусный торт.

Внучке врача Варе 2,5 года. Она знает весь алфавит и может рассказать его, поет песенки на английском языке и просит, чтобы ей не подсказывали, когда она поет. Несмотря на малый возраст, девочка облегчает взрослым уход за собой: она сама садится на горшок и потом выливает из него в унитаз. Меня порадовало, что все члены этой большой семьи с любовью и вниманием относятся друг к другу.

Приятельница Татьяна, воспитатель детского сада, поделилась наблюдением, как трехлетние ребятишки играли в семью. Малышка Тая понарошку пекла блины, а потом предложила попробовать их Тимуру. Тимур взял ложку и сделал вид, что ест. Тая отобрала у него ложку и дала вилку, сказала, что блины ложкой не едят. Играя в семью, дети самостоятельно решают, какая она будет и как надо себя в ней вести. И это радует.

Порой удивляешься, что ребенок, как взрослый, берет ответственность за свои поступки. Бабушка пятилетней внучки рассказала, что Оля нечаянно уронила на телевизор старого образца чашку чая. Телевизор вспыхнул, задымил, взрослые запаниковали и только Оля сохранила спокойствие. Она сказала: «Без паники, надо что-то делать!»

Моя приятельница, имея опыт наблюдения и воспитания дочери обратила внимание, как ребенок с раздражением относится к ее замечаниям. Она стала думать, почему так получается. Оказывается, своими замечаниями мама подавляла самостоятельность Анюты. Дочь объяснила маме, что к детям надо относиться с уважением и пониманием, а не считать их глупыми и пассивными. Проанализировав ситуацию, подруга в следующий раз спокойно спросила у дочери: «Как ты думаешь твои разбросанные на кровати вещи будут потом выглядеть аккуратно?» «Доделаю уроки и уберу», – так же спокойно ответила Анюта. Несомненно, доброжелательность и уравновешенность дают более положительный результат, чем крики на подростка.

Лиля, мама семилетней Нелли обратила внимание, как дочь зависит от нее. Первоклассница Нелли может сама идти домой из школы, а мама боится давать ей ключи от квартиры – вдруг она их потеряет. И девочка вынуждена ждать маму и нервничать, если та где-то задерживается. Лиля отдала дочери

ключи, и теперь Нелли самостоятельно приходит домой, и обе довольны принятым решением.

К сожалению, в воспитании дочери я не учла, что надо проявлять доверие к тому, что ребенок сам способен принимать правильные решения. Осознание самостоятельности детей– это непростой путь для их родителей, подверженных привычкам старого мира, и всё же его необходимо осознать, чтобы детям было легче выполнять своё предназначение – стать строителями нового Мира.

Знакомясь с информацией в интернете, с опытом друзей и знакомых, глубже осознавала, что самостоятельность формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Однако в любом возрасте важно разумно поощрять детскую самостоятельность, развивать необходимые навыки и умения.

Чем больше я выслушивала отклики близких людей про самостоятельность ребятишек, тем больше понимала, что необходимо с детства поддерживать желание ребенка самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Дети не только самостоятельны, они обладают глубинными знаниями, своим видением разных жизненных ситуаций, поэтому, безусловно, важно научиться их истинно любить, доверять им и слушать их. Благодаря им мы можем учиться изменять и свое сознание, делать правильные выборы и быть ответственными за свои поступки.

Когда я это поняла, то задумалась, а как добиться самостоятельности нам, родителям, ведь мы воспитаны в старом мире, и имеем старые привычки. Именно в это время я нашла статью про «гормон любви» – окситоцин. Окситоцин – это гормон, который вырабатывается гипоталамусом, а затем переходит в заднюю часть гипофиза. Там он накапливается, а затем проникает в кровь. Нейрогормон делает людей добрее, внимательнее, дружелюбнее. И на основе любви, дружелюбия, доброты можно прийти к самостоятельности. Прочитав про окситоцин, я поняла, что это мне и родителям подсказка, как вырабатывать истинно правильные отношения с детьми. Преодолевая привычки старого мира, мы помогаем ребятам строить новые отношения благодарности, добросердечности, доброжелательности. И это радует.

А после беседы с моим добрым другом, с которым мы изредка встречаемся, я ещё глубже осознала, что самостоятельность является одним из краеугольных качеств личности, благодаря которому в ребенке взращиваются другие важные качества: мужество, умение концентрироваться на задаче и доводить начатое дело до конца, устремленность, энтузиазм, отзывчивость и многие другие. Поэтому родителям так важно обратить внимание на воспитание в детях качества самодействия. Большинство детей приходят на Землю, чтобы развить и укрепить в себе полезные свойства, и задача родителей – быть им первыми учителями.

Светлана Зубкова

Прикрепления: