Меню сайта

Статистика

Предисловие к докладу об экспоцентре Солнца

Лучи Солнца должны быть оценены

как мировое сокровище.

Листы Сада М. Озарение, 3-VI-15

«Нужно выбрать дорогу солнца или луны», – призывает нас Живая Этика (книга «Зов»). Сто лет назад посланы были эти строки и как никогда актуальны в наши дни. Идет и набирает обороты, со всеми вытекающими отсюда осложненными обстоятельствами, переход человечества с Лунной эволюции на Солнечную.

 Поэтому таким насущным стал просветительский проект «Культурно-исторический экспоцентр Солнца». Благодаря ему, есть возможность изучать на наглядном экспозиционном материале (предметов в музее, концепции и книг, созданных на основе исследований эволюционного развития человечества) прошлый опыт солнечных культур древности, их принципы взаимодействия с Солнцем; устремлять взгляд в будущее, накапливая знания о происходящих в Солнечной системе переменах, и в настоящем постигать новое качество – истинную радость, присущую солнечному человечеству.

В августе 2018 г. на XXV научно-практической конференции «Опыт применения в практике жизни основ Учения Живой Этики» был прочитан доклад, освещающий концепцию и деятельность в рамках данного проекта.

 

Доклад. «Культурно-исторический экспоцентр Солнца» – носитель концепции солнечной цивилизации

Уже третий год в Новосибирске действует «Культурно-исторический экспоцентр Солнца». Это новый, не имеющий аналогов проект, представляющий в культурно-историческом контексте солнечные культуры. Юридически экспоцентр является автономной некоммерческой организацией, созданной группой учредителей – физических и юридических лиц.

Чтобы понять его новизну и уникальность, обратимся к предистории.

В 2000 году в Академгородке впервые был официально зарегистрирован музей Солнца. Организатором его стал Валерий Иванович Липенков. Он собирает разнообразные солнечные лики, сувениры с солнечной символикой, а позже в музее накапливаются и солнечные подарки от гостей. Здесь проходят праздники, выставки детских рисунков. Валерий Иванович увлечен резьбой по дереву, и постепенно собирается большая коллекция солнечных образов, которые либо созданы его воображением, либо скопированы с солнечных масок и ликов – непальские, кельтские, индийские солнышки.Сейчас его музей имеет название «Дом Солнца», он перенесен на Алтай, в село Баштала. Валерия Ивановича хорошо знают на Алтае и в Новосибирске, приглашают участвовать во многих праздничных мероприятиях, связанных с Солнцем.

Новосибирскому экспоцентру Солнца Валерий Иванович подарил часть своих работ (резьба по дереву, солярные знаки и образы) и древнерусский музыкальный инструмент – бильницу.

Музей с солнечными ликами существует и в Риге. Создан он в 2009 году по инициативе ИветыГражуле, которая коллекционировала образы солнца, и в какой-то момент ей захотелось поделиться своей солнечной коллекцией с другими людьми. Уже в таком виде – как коллекции солнечных ликов – музеи эти вызывали интерес у большого числа людей. В Риге Ивета организовала для посетителей мастерскую, где каждый имеет возможность раскрасить гипсовую заготовку – образ солнца, и унести его с собой на память о солнечном месте.

Любая ценностная идея, как в науке, так и в культуре, обязательно получает свое развитие. Это ее качество: она, как спираль, имеет необходимость разворачиваться, раскрываться, эволюционировать. Так же произошло и с идеей музея Солнца.

Она проявилась два года назад в совершенно новом качестве благодаря Ирине Степановне Дарневой – востоковеду, хорошо знакомому со многими древними источниками знаний. Занимаясь их переводами, Ирина Степановна пришла к мысли о том, чтобы собрать и представить, информационно и образно, солнечные культуры, существовавшие в древности. Ее руками сделаны многие экспонаты музея, поскольку одна из ее профессий – художник. Вместе с супругом Светозаром Павловичем они побывали во многих древних местах нашей планеты.

В музее представлены артефакты из далеких путешествий – головной убор Кумари – живой богини на Земле; коло восьми лучевое и индоиранская богиня Ума; огниво белой шаманки и египетская храмовая Ушебти; зерцало воина-Русича 16 века в форме солнышка и ритуальные ваджры и пхурба.В экспозициях музея немало реконструкций древних образов: камень солнца ацтеков; наскальные изображения из древних святилищ Тамгалы и Калбакташ; трон фараона Тутанхамона; славянский Триглав; одежда правителей и жрецов солнечных культов и многое другое.

Концепция «Культурно-исторического экспоцентра Солнца» уникальна: представляя атрибутику древних солнечных культов, показать ее единую глубинную суть; обнаружить единство в многообразии солнечных цивилизаций. Каждая из них имела знания об источнике жизни и о том, как взаимодействовать с его энергией. Такая осознанная взаимосвязь со Светилом вела к процветанию цивилизаций и народов.

«Лучи Солнца должны быть оценены как мировое сокровище», – говорится в Живой Этике, и в солнечных культурах так и относились к Светилу, почитая не золото и материальные сокровища превыше всего, а настоящее сокровище – Солнце.

Одна из задач экспоцентра – исследовать прошлый позитивный опыт солнечных культур, провести параллели между такими разными и, тем не менее, похожими в одном солнечными народами – в их понимании значимости Солнца и потребности взаимодействия с ним.

Так, у древней солнечной расы Индии, Сурьяванша, была целая наука Сурья-йога, одновременно составляющая их практику жизни. Ни один день для людей этой расы не проходил без обращения к Светилу, без наполнения его созидательной энергией. Умея воспринимать энергию Солнца, люди этой расы совершенствовали себя генетически, поскольку воздействие Солнца проникает на клеточный уровень.

В самых разнообразных традициях солнечных народов назначение культовых предметов было одно – аккумулирование духовной энергии – невидимого диапазона Света. В Тибете и Непале роль таких аккумуляторов Света выполняли ваджры (жезл, выполненный из драгоценных материалов – серебра, золота или слоновой кости); чаши, пхурбы (ритуальные кинжалы); в Египте – жезлы, посох и крест-анкх. В Индонезии проводниками солнечной энергии были царские короны, а южноамериканское племя инков изготавливало для этих целей золотые маски; другим священным атрибутом их ритуала являлась вира – хрустальный шар, покрытый золотыми пластинами – своеобразный компьютер древности.

 У индейцев Северной Америки есть необычная ритуальная кукла – солнце в юбке, где именно юбка становится центром притяжения светового Луча, напитываясь его мощью. Этот священный атрибут ставился в центр хоровода, который народ племени кроу крутил в дни летнего солнцестояния в течение 3-4 дней.

Если принять во внимание, что традиции североамериканских индейцев восприняты от наших сибирских народов, пришедших на эти территории много тысячелетий назад, то можно увидеть схожесть этой традиции с нашей ведической: на день летнего солнцестояния – День Светового Луча, как его называли наши далекие предки, в центр хоровода ставился образ солнца –Коляды-колясны на шесте, вокруг которого хоровод вращался.

В ведические времена не было деления на множество образов богов и духов – посредников между человеком и Отцом-жизнедателем. Выразителем его был солнечный Луч, разжигающий силу жизни, тепло домашнего очага и символизирующий передачу божественной энергии всему живому и разумному. Этот священный луч являлся мостом, по которому человек восходит к небесам и все божественное снисходит к человеку. Может поэтому единственный образ для всех солнечных праздников Коляда-колясна был вознесен на шесте, выражающем эту связь. Коляда-колясна – это Коло, колесящее по годовому кругу. С ним обходили поселение и посевы, привлекая в эти места энергию жизни. Другим атрибутом ведического праздника Солнечного Луча была трава как наиболее яркий выразитель солнечной энергии. В эти дни пика цветения трав, они набирают наибольшую целебную силу. Срезанной травой покрывали пол, посыпали ею жилища, из трав и цветов плели венки – еще один праздничный архаичный атрибут. Венок – также символ Кола – Солнца, в хороводах он напитывается привлеченной вращением энергией Солнечного Луча. Опускание венков на воду первоначально существовало не с гадательной целью, это было передачей воде аккумулированной в венке энергии.

Культы Солнца зародились из наблюдений за чередованием солнцестояний, равноденствий и затмений. Они носят название диахронических, то есть связанных со знанием временных циклов. Солнечные культы появлялись у народов, переходивших от кочевого скотоводства к земледелию, поскольку именно земледелие требовало знания особой солнечной науки. Подготовка земли к посеву, сами сроки высаживания тех или иных культур, а также агротехнические работы и сбор урожая были неразрывно связаны с погодными условиями, не всегда благоприятными.

Древние люди вывели закономерность влияния Солнца на биосферу Земли, установили ее прямую зависимость от состояния людей: от их мыслей, эмоций, чувств, взаимосвязи с небесами, а также от идущих сверху энергий, выразителем которых и были лучи светила. В солнечных традициях существует различение между видимым и невидимым (духовным) светилом, между доступным ощущением солнечного тепла, жара и осмыслением солнечной энергии. В древней астрономии Солнце занимало символическое центральное место, являясь сердцем Космоса и историческим персонажем, участвующим в развитии и угасании цивилизаций, в рождении новых этносов, культур и религий. Было установлено, что оно может переживать периоды спада циклической активности, трудные моменты затмений, солнцестояний и равноденствий – его малого годичного цикла. Считалось, что в эти дни Солнце заболевает и испытывает дискомфорт, поэтому ему стали устраивать праздники и связанные с ними гулянья, проводить обряды, чтобы поддержать его ослабшую энергию.

Согласно диахроническому культу Солнца, 25 декабря, когда оно все выше начинает подниматься в небе, праздновался его день рождения, что впоследствии стало христианским праздником Рождества Христова. День весеннего равноденствия посвящался возрождению солнечного луча и вознесению всеобщего Отца над материальным миром. В день осеннего равноденствия чествовали солнечный луч в качестве охранителя жизни и мира, тогда как летнее солнцестояние отмечалось праздником солнечного луча, очищающего мир от зла и пороков. В эти дни Солнцу уделялось особое внимание и почтение.

В более поздний период в общественном устройстве, основанном на доминировании мужского начала, Солнце большей частью выражает собой мужской род. В тех территориальных областях, где существовала угроза засухи, землетрясений, извержений вулканов, воинственного противодействия людей, Солнце со своим жаром могло принимать двойственное или даже негативное значение. В этой связи возник хтонический (от греч. Хтон – зем-ля) культ Солнца, в котором основными действующими силами были суще-ства, духи, боги, олицетворяющие стихийную и природную мощь и распро-страняющие свою власть вплоть до подземного царства.

Хтонический принцип солнечного культа был основан на страхе перед этими силами и общей эмоциональной зависимостью от внешних факторов жизни. Хтонических «солнечных» существ ни о чем не просили, они не являлись «подателями благ», их старались умилостивить, задобрить жертвами, наделить жизненной энергией через идолов и обряды поклонения, требуя лишь одно: невмешательства в дела людей. Позднее, их стали привлекать враждебно настроенные стороны в качестве перевеса оккультно-магической силы для достижения своих корыстных интересов. Хтонический культ Солнца возник как добавочный или протоязыческий на стыке разрозненно-племенного и общинного строя. В этот период разные сообщества народов начали активно контактировать между собой, торговать, делить территории, отстаивать свои племенные, родовые, классовые интересы и религиозные предпочтения, что сформировало конфликтную среду обитания.

Одной из центральных тем экспозиций экспоцентра Солнца является свастика – древнейший символ, который встречается ещё в наскальных изображениях палеолита, 20-25 тысяч лет до н.э. Свастика – символ Солнца и удачи, счастья и созидания. В переводе с санскрита СВА – небесная, СТИ – помощница, поэтому применялась издревле как мощный защитный знак.

Свастика указывает на видимое движение Солнца вокруг Земли и деление года на четыре сезона.В солнечном культе свастика была символом солнечной птицы, прилетевшей в наш мир из области Высшего Неба.В философском смысле в ней отражена ведическая концепция миропонимания: это Четыре Угла Вечности – Истина, Добро, Красота и Созидание. В центре их стечения находится Любовь.Наши предки движение свастики рассматривали по углам, либо концам, в зависимости от того, на какой принцип жизни хотели указать. Одним для них было Солнце, связанное с небом. Другим – Огонь очага, являющийся земным отражением небесного Светила.

Солярными знаками, наряду со свастиками, считались разного рода спирали, зигзаги, ромбы, представляющие символическое изображение Солнечной системы, галактики, ритмов и живы – энергии Солнца. Для русичей солнечные знаки были позиционированием себя как людей, принадлежащих солнечной культуре. Славяне широко развернули обережную функцию этих знаков, придав каждому свой смысл и значение. В славянских вышивках насчитывается 144 свастичных символа.

В Русском зале экспоцентра представлена свадебная славянская одежда. Женский костюм, со знаком «свадебник» на груди, по подолу расшит еще одним свастичным символом – «цветком папоротника». Свастики украшают и другие экспонаты: мужскую рубашку, очелье (лобная твёрдая повязка –берестяная, лубяная, тканая) для поддержания волос, своего рода оберег), пояса, полотенца. Образцы право- и левосторонних свастик представлены вышивками на стенах зала.

Обережная вышивка славян в одежде служила связующим звеном между человеком и Природой. Кроме вышивки на одежде, изготавливались отдельные обереги-панно с солнечными знаками для дома, а также множество предметов с изображением Солнца, в том числе на посуде, игрушках, бытовых предметах. Особое значение имели вышитые солярными символами обереги-панно, которые помещали у кровати младенца. С приходом на Русь христианства охранительное значение солярных орнаментов было забыто, но не утрачено как историческая этнокультурная традиция.

Культ Солнца породил многочисленные религии и верования: индуизм и ислам, сабеизм (культ небесных светил), эзотерическое учение Заратустры, суфизм, пантеизм, культы Ваала, Гелиоса, Саба (Всевышнего), Зевса, Аполлона, Юпитера, Амона, Гора, Осириса, Иеговы, Митры, Виракочи и т.д. Связывая понятие Бога с Солнцем на небе, многообразные божественные имена несут в себе смысл уничтожителя мрака и злых сил.

Наряду с солнечным культом в древности существовал лунный культ. Так, Египет донес до нас сведения о нем запасами пива в гробницах. Культ еды и увеселительных напитков – то, посредством чего лунные люди достига-ли кратковременного состояния удовольствия. Солнечные же люди в своих традициях и праздниках культивировали в себе радость – глубинное чувство связи с Высшим миром.

«Нужно выбрать дорогу солнца или луны. Солнце наполняет мир чудесами – луна рождает изменчивые призраки» (ЛИСТЫ САДА МОРИИ. ЗОВ, 14 января 1922). Это ли не осмысление нашего пути в Будущее? Современное человечество мало задумывается над своим происхождением. Насколько осознает оно свою родственную связь с Солнцем?

Учение «Живой Этики» посвящает Солнцу немало страниц. Солнечная тема тесно переплетается с темой солнечных центров человека, поскольку на информационно-энергетическом уровне человек связан со Светилом, являясь его малым отражением. В книге «Сердце», п. 62, было ясно сказано: «Солнце есть Сердце Системы, также сердце человека есть солнце организма. Много солнц-сердец, и Вселенная представляет систему сердец, потому культ Света есть культ Сердца». 

Сердце, как божественный признак, изображали на груди каменных изваяний древних богинь – баалбалов. Такой образ богини Умы (Умай в тюркской традиции) находится в Русском зале экспоцентра Солнца.Интересно, что когда у детей спрашиваешь «что это?», они часто отвечают: «Солнце».

Еще в начале прошлого века Александр Чижевский восклицал: «Что представляет собою Солнце для современного человечества? Не более как явление природы, подобное многим другим! Не тем оно было для наших предков... Солнце было для них мощным богом, дарующим жизнь, светлым гением, возбуждающим умы. Вся мифология древних проникнута слепящей символикой солнечного луча! Интуиция наших предков привела их к тому же заключению, что и завоевания науки! Люди и все твари земные являются поистине «детьми Солнца» – созданием сложного мирового процесса, имеющего свою историю, в котором наше Солнце занимает не случайное, а закономерное место наряду с другими генераторами космических сил».

Посвятив себя изучению солнечно-земных взаимосвязей, открывая в своих исследованиях корреляции солнечной активности с природными и общественными процессами на земле, Чижевский оставил нам научное и духовное завещание исследовать Солнце.

Александра Чижевского вдохновляет пример его современника, он пишет:  «… в наши дни один выдающийся французский астроном, учитывая, на основании данных точной науки, величайшее влияние Солнца на Землю и человека, предложил французскому астрономическому обществу ходатайствовать перед своим правительством об учреждении всеобщего, ничтожного по размеру, но справедливого по существу, налога для работ по изучению Солнца, ибо зависимость человека от Солнца не имеет границ: «Солнце одинаково светит всем и взращивает посевы всех, потому, a priori, представляется справедливым, чтобы все люди вносили свою лепту на солнечные исследования».

Исследования Солнца могут иметь множество граней. Новосибирский экспоцентр является культурно-историческим, однако и научный аспект в нем представлен.Пока это короткий фильм космического агентства НАСА, содержащий 200 миллионов солнечных образов, отснятых спутниками, на борту которых работала сложная оптика. При просмотре фильма дается информация о нашем Светиле, в том числе такие новые факты как аномальная переполюсовка 2013 года; связь летнего солнцестояния с приходом к Земле огненных шаров – плазмоидов, и то, что это было известно древним народам. Так, упомянутая уже юбка-солнце у североамериканского племени кроу как раз символизировала экваториальную солнечную складку – юбку, из которой вылетают огненные шары.

 Другим направлением научно-просветительской деятельности экспоцен-тра станет выпуск книг, и уже готовятся две первые книжечки с выборками на тему «Солнце» и «Химизм» по книгам «Живой Этики».

В книге отзывов экспоцентра высказываются пожелания расширить количество экспозиций, представив и другие солнечные культуры мира. И это обязательно будет сделано.

За два года экспоцентр посетило около семи тысяч человек. Это жители нашего города и области, российские туристы и путешественники со всей нашей огромной территории от Калининграда до Владивостока; туристы из Крыма, с Поволжья, Урала, Ямала, Бурятии, Якутии, Иркутской и Кемеровской области, Хакасии, Алтая и Красноярского края, Приамурья, Камчатки. Гостями экспоцентра были иностранные гости из Индии, Германии, Польши, Китая, Сингапура, Америки.

В каникулярное время заказываются экскурсии для школьников из со-седних городов – Омска, Томска, Барнаула. Бывают у нас жители Москвы и Санкт-Петербурга. С одним из Домов Культуры Санкт-Петербурга завязались теплые дружеские отношения. Мы провели несколько видео-мостов по скайпу для работников ДК и детей, посещающих Дом Культуры «Рыбацкий». Этот опыт предполагаем распространить и на другие организации.

Традиционными стали благотворительные экскурсии для центров, занимающихся реабилитацией больных детей и детей-сирот. Центры «Виктория», «Теплый Дом», «Надежда», «Семья», «Снегири», «Созвездие», школьная международная организация «Кон-Тики» оставили нам свои благодарственные письма. Мы расширяем связи с социальными центрами, начали сотрудничество с обществами детей-инвалидов, ветеранами. Цены на билеты для многодетных семей, инвалидов, пенсионеров и студентов – льготные. Периодически мы проводим акции – снижаем стоимость входных билетов, или делаем вход бесплатным. Благодаря этому музей становится еще более доступным для малообеспеченных слоев населения.

В экспоцентре проводятся мастер-классы по народным ремеслам и росписи камней солярной символикой, в том числе благотворительно.

Высокую оценку экспоцентру дали посетившие его за эти два года Толе-ген Мухамеджанов, известный деятель культуры Казахстана, композитор, президент Международной ассоциации «Мир через Культуру», Вильгельм Августат, президент Международной ассоциации «Мир через Культуру» (Европа), министр культуры Новосибирской области И.Н. Решетников.

Экспоцентр Солнца становится брендовым знаком города Новосибирска. Уникальность его экспозиций вызывает большой интерес и много положительных эмоций. Книга отзывов музея отражает искренность чувств его посетителей. Погружаясь в атмосферу солнечных экспозиций, слушатели наполняются незабываемыми впечатлениями и знаниями, направляющими к размышлениям, мотивирующими еще что-то прочесть, узнать, осмыслить.

 «Конечно, жизнедатель-солнце насыщает всю Вселенную, но познание, что льющиеся лучи дают сознательную мощь энергии, даст самые огненные достижения» (Беспредельность, п. 411) Эта мысль из книги как нельзя лучше иллюстрирует концептуальную суть экспоцентра Солнца.

Светлана Данилова, заместитель исполнительного директора «Культурно-исторического экспоцентра Солнца».