Рерихи были ведомы Высокими Учителями. Им был дан Зов для особого Поручения – принять из Высших Сфер, передать человечеству и утверждать в жизни всеобъемлющее Учение Агни Йога (Живая Этика) для подготовки сознания к Эпохе Майтрейи.
Первая неожиданная встреча Е.И. Рерих с двумя Махатмами Востока – М. и К.Х. – состоялась в Лондоне 24 марта 1920 года. В этот же день было принято первое Послание, содержавшее и такие строки: «Я –вы, вы – Я – частицы Божественного Я… Работай для жизни и чистоты». С января 1921 года в Америке Рерихи начали регулярный приём Посланий из Шамбалы.
Из многих публикаций хорошо известна внешняя сторона деятельности Николая Константиновича в Америке. Однако о внутреннем смысле деятельности супругов, а потом и их сыновей, стало известно много позже.
Служение Иерархии Света, Великому Плану Эволюции человечества составляло смысл деятельности и всей жизни Николая Константиновича и Елены Ивановны, родоначальников дел Владыки М. Их основная Миссия – Служение Высшему – началась с выполнения Культурного Задания и работы с внутренним Кругом учеников в Америке.
В Америке Николай Константинович создаёт уникальные учреждения Культуры. Сначала «Пылающее сердце», ибо, прежде всего, сердце как выявление творческой силы должно зажечься. Потом – Школа объединённых искусств – Школа Учителя. Это Образование, Гармония, Единение. Затем в 1922 году – институт Корона Мунди (как было сказано М.М.: «Я дал Корону»). Это Творчество, как результат Сил искусства. Девиз Института – слова Рериха: «Искусство объединит человечество». Задачи этих учреждений были интернациональны.
Н.К. Рерих в своей речи перед отъездом в Индию сказал: «За нашими тремя Учреждениями есть четвёртое, невидимое – великая идея, которую мы должны провести во весь мир… давать идеи красоты и духа всему миру».
«А в 1923 году газеты печатают приветствие президента Штатов Кулиджа Калвина [Кулидж – президент США в 1923-1929 годах] открывшемуся в Нью-Йорке в ноябре Музею Рериха… В нём выставлено около трёхсот картин Celebrated Master «знаменитого Мастера» (Полякова Е.И. Николай Рерих).
В день открытия Музея, 17 октября 1929 года в дневнике Елены Ивановны есть такая торжественная запись: «Когда в срок исполнения Завета Владык Мы являли зов, тогда откликнулось сердце Урусвати, тогда воин Ф[уяма] взял меч в руки. Подвиг утвердился на вашем пути. Я, Майтрейя, говорю – несёшь Знамя сердца Владык огненно, Ур[усвати]. Несёт [Фуяма] меч высокий! Я, Майтрейя, Говорю – много утверждено, много битв победных. В час явления новых Врат скажу тебе, Ур[усвати], – светом духа, огнём сердца ты открыла предверие сознания Башни Нашей. Мудрость Ф[уямы] открыла предверие ступени. Я, Майтрейя, скажу – утверждаю подобное действие. Будем творить вместе. Пошлите серебряные нити на все ступени, эти нити притягивают людей. Конечно, твоё слово сердца даёт много духу ищущих» (Рерих Е.И. У порога Нового Мира. 17.10.1929).
Так, опубликование страниц дневника Елены Ивановны ещё ярче, ещё яснее и убедительнее освещает Космическую Миссию семьи Рерихов.
В сентябре 1923 года к Рерихам пришла Легенда о Камне, где было сказано: «Храните Камень в Ковчеге, привезённом из Ротенбурга. На нём четыре квадрата со знаком «М». Явление будет ясно, когда Я произнесу – путь четверых наВосток... Время настаёт, сроки исполняются. Рок суждённый записан, когда с Запада добровольно Камень придёт. Утверждаем ждать и понять Камня путь. Утверждаем понять суждённых носителей Камня, идущих домой. Корабль готов!
Новая Страна пойдёт навстречу Семи Звёздам под знаком Трёх Звёзд, пославших Камень миру. Сокровище готово и враг не возьмёт золотом покрытый щит!
Ждите Камень!»
6 октября 1923 года в Париже Рерихи получили Ковчег с Камнем. Этот эпизод их жизни Н.К. Рерих описал в очерке «Вехи»: «Было указание о том, что получится очень ценная посылка. Время прошло. Друзья наши уже как бы забыли об этом обстоятельстве, приехав в Париж. Однажды из банка «Беккерс Трест» приносят оповещение о получении пакета. Оказалось, что этим обычнейшим путём была доставлена самая необычная посылка. Как видите, и так бывает».
Татьяна Ивановна Мурашкина, преданный последователь Учения Живой Этики одну из своих статей назвала «Чинтамани» и описала полученный Рерихами Камень. «Чинтамани – это фрагмент главного Камня, который находится в Гималаях и является космическим магнитом, обладающим огромной проникающей силой психического и духовного воздействия на сознание людей. Его самое непостижимое и таинственное свойство – энергетический ритм. Это ритм Сердца нашей Вселенной, которое находится в пространстве созвездия Орион.
Камень сопряжён с женским началом и знаменует эпоху Женщины – эпоху Матери Мира. Именно через этот камень, доверенный Е.И.Рерих, согласовывался ритм энергетики её организма с ритмом Сердца Вселенной… Ларец стал ковчегом для метеорита, присланного с Ориона. В Азии этот камень известен как Чинтамани, Норбу Римпоче – Сокровище Мира, а в Европе – как священный Грааль».
Почему Камень был доверен Елене Ивановне Рерих, объясняют слова Владыки Майтрейи: «Да, да, да. Урусвати исполняет поручение Владык» (Е.И. Рерих У порога Нового Мира. 13.10.1929).
Поднять над планетой Знамя Майтрейи доверено семье Рерихов
Сам Владыка спешит, и Знамя Его уже над горами!
Криптограммы Востока
В письме от 5 октября 1923 года Елена Ивановна сообщала, что Учитель просит написать для Москвы серию «Майтрейя».
В то время Рерихи готовились к Центрально-Азиатской экспедиции. Суждённым Носителям Камня предстояло пройти и пронести по благословенным землям Будды Камень и изображение Майтрейи. Н.К. Рерих уже в начале путешествия по Сиккиму вплотную соприкоснулся с преданиями и легендами Востока о Заповедной Шамбале, Обители Учителей высшего знания, и Майтрейе, Будде грядущего.
Встречаемые на караванных путях многочисленные изображения Майтрейи, древние ступы с изображением коня счастья Эрдени, пещеры в несколько этажей как орлиные гнёзда, сказочные монастыри на горных кручах, органично слитые с окружающей природой, а также тихие ночные беседы караванщиков у костров о сокровенном – о Майтрейе, о Шамбале и её Владыке Ригден-Джапо – всё это слагалось в художественные образы будущих картин.
8 октября 1925 года на пути в Хотан Рерих записал в экспедиционном дневнике: «Задумана серия картин «Майтрейя». Спустя месяц у него уже сложилась серия «Майтрейя» из семи картин: Шамбала идёт. Конь счастья. Твердыни стен. Знамя грядущего. Мощь пещер. Шёпоты пустыни. Майтрейя Победитель.
Н.К.Рерих. Майтрейя Победитель. Серия «Майтрейя».
Примечательно что в этот реалистический пейзаж художник вводит символический образ. В клубах алых облаков на огненном коне мчится под знаменем Шамбалы Благословенный Ригден-Джапо, Владыка легендарной страны, ведя своё воинство на последнюю духовную битву.
«Майтрейя» – одна из лучших живописных сюит художника – была написана в 1925 году во время непредвиденной четырехмесячной остановки экспедиции в Хотане, вызванной противодействием местных китайских властей.
Серия «Майтрейя», явила удивительный сплав реальности и мифа, вобрав наследие прошлого и многовековые чаяния народов Центральной Азии о будущем приходе Новой Эры Майтрейи. Каждая из картин этой серии несёт знаки Шамбалы и пронизана предчувствием явления Майтрейи. От картины к картине нарастает ожидание прихода эры Майтрейи.
И заключительная работа серии «Майтрейя Победитель» утверждает победу Шамбалы.
Художник запечатлевает величественную горную панораму с гигантским (слева) изображением Майтреи, «Две руки к небу, как зов дальних миров. Две руки вниз, как благословение Земле. Знают – Майтрейя идёт», – так описывает Н.К. Рерих древний высеченным в скале рельеф Майтрейи близ Маулбека.
Так было положено начало исполнению Поручения, которое было доверено семье Рерихов, – поднять над планетой Знамя Мира и Культуры, Знамя Майтрейи.
Защитник и вождь Культуры Н.К Рерих разработал специальный пакт и особое Знамя для защиты всех культурных сокровищ во время войн и гражданских междоусобиц. Он приложил титанические усилия для подписания Международного договора по защите культурных ценностей. Так Знамя Мира, Знамя Владыки М. вошло в жизнь.
Завершив первый этап экспедиции, Николай Константинович Рерих с женой Еленой Ивановной и сыном Юрием приезжали в Москву для встречи с руководством Новой страны. Им было Поручено передать правительству России предупреждение Махатм Востока о вреде насилия и своекорыстия в нарождавшейся тогда общине в России.
13 июня 1926 года в Кремле состоялся Церемониал вручения наркому иностранных дел СССР Г.В. Чичерину Послания Гималайских Махатм. Одновременно с Посланием Н.К. Рерих передал в дар советскому правительству серию картин «Майтрейя» и ларец со священной землёй Гималаев. Николай Константинович сообщил Чичерину, что земля, предназначенная для могилы Ленина, была взята с места захоронения священного пепла Будды.
К сожалению, члены правительства молодого государства отнеслись без должного внимания к этому заблаговременному предостережению Великих Махатм. Через несколько лет последствия насильственной коллективизации, проявившиеся в виде репрессий и последовавшего за ними страшнейшего голода в средней полосе России, пополнили печальные страницы истории нашей Родины.
В конце лета, получив экспедиционные паспорта, Рерихи выехали на Алтай, затем отправились в Монголию и оттуда караванными тропами через Трансгималаи в Сикким (Индия) – конечный пункт экспедиции, длившейся в общей сложности около пяти лет – с декабря 1923 по май 1928 года.
«Трансгималайская экспедиция Рериха, – писал Дмитрий Попов, – явилась не только блестящим завершением эпопеи исследований Центральной Азии русскими путешественниками, но и апофеозом вековых стремлений искателей Беловодья… Рерихам удалось найти пути к «Сердцу Азии» и вступить в близкое общение с… общиной гималайских Махатм, и даже неоднократно исполнять роль послов этой общины. Завершением этого общения стала публикация 14-ти сборников записей Учения Махатм – «Живой Этики», или «Агни-Йоги», напоминающих по жанру, стилю и композиционной структуре первые сборники изречений Будды и раннехристианские Логии» (Д.Н. Попов в сборнике «Матерь Агни-Йоги»).
Великий русский провидец будущего Николай Константинович Рерих посвятил изображению Гималаев несколько сот картин. Для него Гималаи – особенное место на нашей Земле. «С гор – скрижали Завета. С гор – герои и подвиг». «Велик магнетизм Гималаев. Нет нигде такой горной державы!» Так написал сам художник, который был назван Певцом Гималаев. Его творчество – уникальное явление в мировом искусстве, пример постоянного предстояния Мастера перед Великой Шамбалой.
Н.К. Рерих Песнь о Шамбале.
«Сказано, что не будет большего певца Священных Гор. Навсегда он останется непревзойдённым в этой области. Действительно, кто сможет настолько посвятить себя такому постоянному предстоянию перед величием и красотою этих вершин, воплотивших и охраняющих величайшую Тайну и надежду Мира – Сокровенную Шамбалу… Весь смысл его жизни, его устремления, его творчества, его знания и великого служения запечатлены в этой песне Шамбалы и о Шамбале». (Рерих Е.И. У порога Нового Мира. Избранные письма. 09.04.1948
Вот мы узнали о древних ожиданиях Востока Прихода Майтрейи, получили некоторые представления о Его учениках, доверенных Шамбалы на Земле, которым было Поручено исполнить суждённое в пророчествах и принести людям новое Провозвестие. Но кто же сам Майтрейя?
Менданг – небольшое каменное сооружение, венчающее вершину холма или иное возвышенное место, обращённое на Восток. Служит сиденьем для отшельников и лам, когда они уединяются для размышления и созерцания.