Образование и развитие человека в меняющемся мире О средствах массовой коммуникации – медиа В современном обществе человек находится под воздействием непрерывных потоков информации: издания прессы – газеты, журналы, книги, средства массовых искусств – телевидение, радио, кино, В начале 90-х годов ХХ века в России появился интернет, который является глобальным информационным пространством, завоевавшим внимание всех стран, компаний и обычных пользователей. Поэтому для современного человека возникла необходимость умения восприятия информации, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентироваться в них. Все это способно обеспечить медиа образование. Новые медиа (англ. New media) –термин, который в конце XX века стали применять для электронных изданий, то есть этим термином обозначают процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуникаций. Новые медиа – это издания, работающие по современной модели, когда потребление информации происходит круглые сутки. Изучение медиа и медиа образование направлены на достижение медиа грамотности. Медиа грамотный человек обладает развитой способностью к восприятию, анализу, оценке и созданию медиа текстов, к пониманию социо-культурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире. При этом используются способности человека видеть, слышать и чувствовать. Жизнь медиа грамотного человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью. Медиа образование в современном мире рассматривается как процесс развитие личности, обладающей культурой общения со средствами массовой коммуникации (медиа) на основе гуманистических идеалов и ценностей. При этом создаётся коммуникативная компетентность – система внутренних ресурсов, необходимых для эффективного действия в определенных ситуациях. Теперь у нас есть интернет, который способен быть библиотекой и служить росту коммуникативной компетентности, которая применяется и формируется во всех школьных предметах, прежде всего в литературе. Медиа образование – направление в педагогике, направленное на изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, и т.д.). Основные задачи медиа образования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать по-следствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [Российская педагогическая энциклопедия, 1993, c.555]. Начинать заниматься этим нужно с самого детства. Школьная система образования не всегда радует, поскольку отстаёт от быстрых изменений, В рекомендациях ЮНЕСКО 2002 года отмечается, что «медиа образование - часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации… Признавая различия в подходах и развитии медиа образования в различных странах, рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в пределах национальных учебных планов, так же как в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей жизни человека» [UNESCO, 2002]. Основные направления медиа образования: 1. медиа образование будущих профессионалов: журналистов (телевидение, радио, пресса, Интернет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.; 2. образование будущих педагогов в университетах, педагогических институтах, повышение квалификации преподавателей ВУЗов и школ в рамках курсов по медиа культуре; 3. медиа образование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, ВУЗах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.); 4. медиа образование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, клубах и т.д.); 5. дистанционное медиа образование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, сети Интернет; 6. самостоятельное и непрерывное медиа образование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека). Развитие медийной культуры будет отражать объективный процесс эволюции научных знаний Концепция информационного общества, как общества, развитого в технико-технологическом плане и обладающего развитой системой коммуникации, устаревает. Ей на смену приходит концепция ноосферного этико-экологического подхода Он основан «на принципах гармонии и генетического единства мира, субъектного взгляда на образование и развитии у личности ноосферного мышления». В понятии ноосферы («ноос» – по-гречески означает разум, дух) акцентирована «необходимость разумной, отвечающей потребностям развивающегося человечества, организации взаимодействия общества и природы в противоположность стихийному, хищническому от-ношению к ней, приводящему к ухудшению окружающей среды». Следовательно, целью философского переосмысления концепции медиаобразования и медиакультуры должно стать формирование мышления, предполагающего сочетание идей гуманизма и развития с критическим отношением к технологиям, трансформация неизбирательного отношения, заставляющего людей, погруженных в собственную жизнь, безоговорочно и бездумно принимать технические новшества. Таков взгляд на образование и саморазвитие у тех, кто разумно смотрит в будущее. Как уже строятся образование и развитие человека в меняющемся мире В августе 2012 года в России был создан Институт образования как одно из ключевых научно-образовательных подразделений Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» с целью укрепления национального лидерства НИУ ВШЭ в обеспечении реформы образования. Миссия института образования: способствовать модернизации российского образования через передовые исследования и разработки и подготовку современных управленцев и исследователей. В 2014 году была создана негосударственная организация «Соль», самоорганизующееся сообщество неравнодушных граждан, объединённых общими ценностями и желанием менять жизнь вокруг к лучшему. Действия организации нацелены на поддержку образовательных проектов для гармоничного развития молодёжи в соответствии с вызовами времени. Новый институт стал проводить Конкурс инноваций в образовании (КИ-вО) при поддержке Центра содействия инновациям в образовании «СОЛь» и других лидеров инноваций. За это время на конкурс было подано более 4000 заявок. Вот некоторые из этих проектов. «Образ жизни» (победитель КИвО-2014) Интенсивные программы социализации, рассчитанные преимущественно на старшеклассников, – каникулярные лагеря в городе и за его пределами, обучение, работа над идеями. В основе проекта – идея, что люди выбирают не профессию, а образ жизни, поэтому им нужна среда для жизненных экспериментов. По оценке автора проекта Дианы Колесниковой, КИвО «был первой позитивной обратной связью на то, что я делаю». Школа цифрового творчества «Кодабра» Курсы для обучения детей созданию собственных компьютерных игр, мобильных приложений и интерактивной анимации. На занятиях дети работают в командах, распределяя между собой роли, проводят мозговые штурмы, придумывают идеи для проектов, помогают друг другу осуществлять задуманное. Есть формат, когда дети занимаются вместе с родителями. Один из лозунгов школы – «Хватит играть, давай создавать!» Scratch4russia Образовательная программа для детей, позволяющая освоить язык про-граммирования Scratch 2. Разработаны специальные методические пособия, учебники, онлайн-платформа со вспомогательными материалами. Главная задача проекта – сделать так, чтобы ребенок увлекся программированием с раннего детства. Сетевая старшая школа Основной принцип Сетевой старшей школы – индивидуализация образовательного процесса, которая обеспечивается за счет выбора учеником предметов, форм обучения, дополнительных образовательных услуг. Учитель для России Российская версия американской программы «Teach For All», которая реализуется в десятках стран, включая Великобританию, Индию и Китай. Из числа лучших выпускников вузов, прежде всего непедагогических, отбирают тех, кто готов в течение двух лет поработать учителем в школах, расположенных в «глубинке». Программа предусматривает обучение будущих учителей и дополнительное материальное поощрение. Итоги конкурсов инноваций в образовании В апреле 2017 года на карте, было отмечено порядка двадцати лидеров проектов, участвовавших в КИвО в разные годы. На Конкурс инноваций в образовании (КИвО) 2019 года поступила заявка из 15 стран и 151 города. Это на 20% больше, чем в прошлом году. Наиболее популярными оказались три темы: дополнительное образование и воспитание (238 заявок), школьное образование (218 заявок), игровые и интерактивные технологии (126). Завершилась Летняя школа «Инновации в образовании – 2019», организованная для полуфиналистов Конкурса инноваций в образовании (КИвО – 2019). Команды представили свои проекты экспертам и получили рекомендации по их совершенствованию. Опыт участников конкурсов позволяет делать выводы о перспективах инноваций в нашей стране, об их использовании для модернизации школы и о барьерах, которые возникают на их пути. Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 (первые три позиции) стран по темпам изменений в школе. Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях. Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им СМИ постоянно обостряется. Медиа образование призвано выполнять уникальную функцию подготовки людей к жизни в информационном пространстве. С этой точки зрения сам факт игнорирования медиа образовательной подготов-ки школьников и студентов можно рассматривать и как антигуманный Те, чья деятельность связана с инновациями в образовании, кто планирует участвовать в КИвО, наверняка смогут учесть их опыт в собственном профессиональном развитии. Образованию посвящены и другие медиа-проекты Сегодня курсы медиобразования носят факультативный характер, и большую роль в развитии этой сферы играют учреждения дополнительного образования в клубах, центрах, студиях, кружках, в редакциях СМИ. Что выбрать? Как действовать? Медиа-проект «Мел» для родителей учеников средней школы и абитуриентов поставил цель – создать своеобразную образовательную экосистему, для чего 27 апреля 2015 года был открыт сайт. В 2019 году главный редактор издания «Мел» Никита Белоголовцев объявил о запуске нового медиа, посвященного самообразованию и развитию – образовательной медиа платформы «Цех». «Цех» – медиа-проект, направленный на непрерывное образование взрослых людей, на всё, что нужно знать взрослым про школьное образование и воспитание детей. Выборки из манифеста «Цеха» «Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности – профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем». «Традиционное образование по модели «детсад – школа – вуз» давно не поспевает за быстро меняющимся постиндустриальным миром. Дополни-тельное образование – это не прихоть, а вопрос выживания». «Самой сложной задачей становится выбор из широкого спектра конкурирующих между собой. Какой из них самый надежный? Какой самый передовой? Какой подойдет именно вам? А если ограничен бюджет? «Цех» раз-работает простые и прозрачные критерии такого отбора – постарается стать точкой входа для всех, кому интересна эта тема, навигатором в мире непрерывного образования». «Указать в правильную сторону мало. Мы хотим, чтобы сам процесс обучения был максимально эффективным. Как выкроить время на самообразование в напряженном рабочем графике? Как бороться с прокрастинацией (это склонность человека к постоянному откладыванию важных дел «на по-том», что приводит к жизненным проблемам и болезненным состояниям) и недостатком мотивации?». «Но если уж в современном мире человек все равно потребляет и обрабатывает гигантские объемы информации, то пусть она будет по возможности осмысленной». «В конечном счете наша цель – создать своеобразную образовательную экосистему, привить отношение к непрерывному образованию как к образу жизни, включающему в себя максимально широкий набор составляющих – вплоть до туризма и медитации. «Мы познакомим вас с людьми, которые уже добились многого на своем жизненном пути и готовы рассказать о своей системе взглядов». «МЫ НЕ УЧИМ ВАС ЖИТЬ, МЫ ИССЛЕДУЕМ ЖИЗНЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ». © Цех, 2019 Осенью 2009 года полноценно запустится «Цех» – медиа-проект о непрерывном образовании взрослых людей. Учебный «Цех»: все, что нужно знать взрослым про образование. Мы убеждены, что знания о том, как уже строятся образование и развитие человека в меняющемся мире, что на начальном этапе перехода в Божественные Миры в августе 2012 года в России был создан новый Институт образования человека, помогут детям нового сознания, их родителям, семьям, воспитателям, учителям делать правильные выборы новых проектов для участия в труде на благо родного Отечества и человечества. Содружество единомышленников. / Валентина Полян, Валентина Репина, Вероника Горлатых, Виктория Ерофеева, Ирина Петрова, Лилия Загидулина, Ма-рианна Иванова.
Прикрепления: |